Сценарий открытого урока для 8 классов физико-математического направления: Тема: ”Деловые математические игры”.

Цель: Показать области применения знаний, получаемых на уроках математики. Дать понятие об основных экономических терминах. Показать значение математики в экономике. Познакомить учащихся с основоположниками некоторых разделов математики. Тип урока: Интеллектуальное соревнование между группами учащихся.

 Структура урока: Вступительное слово учителя. Интеллектуальная игра "Палочки” Комментарий математика. Выборы администрации. Комментарий математика. Деловая игра. Фотогалерея основоположников. Конкурс на выбывание для зрителей. 1. У учащихся довольно часто возникают вопросы, зачем мы это учим, где это можно будет применить ? В Англии в большинстве университетов над этим преподаватели даже не задумываются, там придерживаются правила:”Учите, а область приложения найдется”. Но, интереснее учить, если знаешь, где и как можно будет применить полученные знания. Второе частое заблуждение-это то, что быть начальником хорошо: можешь ничего не делать, главное командовать. Однако, как правило, человек, ставший начальником, обязательно совершает ошибки. Одни ошибки- по незнанию, вторые – по неумению, третьи – из-за излишней самоуверенности, четвертые- от растерянности. Хороший руководитель- тот, кто обладает интуицией, оперативно реагирует на события, имеет большие знания и навыки применения этих знаний. До того, как человек станет руководителем, бывает трудно определить, хорош он на руководящей должности или нет. Именно из-за этой проблемы в середине 50-х годов прошлого столетия большую популярность получили деловые игры. Деловая игра- это деятельность одного человека или группы, связанной с искусственно поставленной ситуацией при наличии экспертов, знающих правильный порядок действий. После окончания игры действия группы анализируются экспертами, выявляются ошибки для того, чтобы они не повторялись в настоящей подобной ситуации. Например, тренировка летчика на компьютерном симуляторе полета- это деловая игра. Ошибка в пилотировании приводит к виртуальной гибели, но зато позволяет избежать этой ошибки в настоящем полете. На этом уроке будет проведена деловая игра для руководителей фирм. Те, кто будет выбран в администрацию фирмы почувствует на себе, что значит быть руководителем. Лучшей фирмой, естественно станет та, у которой руководители сумеют применить в нужный момент свои умения и навыки, смогут связно и доступно изложить свои мысли. 2. Игра "Палочки” На доске проецируется игровое поле игры. На игровом поле 22 палочки. Каждому играющему разрешается забрать от 1 до 3 палочек. Тот, кто забирает последнюю- проигрывает. От каждой команды выходят по 2 человека. Каждый начинает игру первым и играет с компьютером. За победу дается 1 очко. За поражение 0. 3. Комментарий математика. Несмотря на простоту- игра математически рассчитанная. Количество палочек не случайно выбрано равным 22. У начинающего игрока есть всегда шанс выиграть. Для этого на 1 ходу нужно взять 1 палочку. На игровом поле останется 21. Теперь, сколько бы ни взял компьютер, следующим ходом нужно взять такое количество, которое в сумме с тем, что взял компьютер будет равно 4. Тогда после любого хода человека на игровом поле будет оставаться число, которое при делении на 4 дает в остатке 1. И когда на поле останется 1 палочка- будет ход компьютера. Он должен будет взять ее и проиграет. 4. Обычно к руководству фирмы относятся директор фирмы, заместитель по техническим вопросам, заместитель по хозяйственной части, бухгалтер. Каждая из команд должна выбрать это руководство простым голосованием. 5. Во время выборов- комментарий математика: "Математика в политике”. На первый взгляд кажется, что математика в политике отсутствует совсем. Однако, это ошибочное мнение. В некоторых коллективах и даже государствах внешне демократические выборы могут происходить чрезвычайно экзотическим образом. При этом ничьи права не будут нарушены. Например, как организовать выборы, в коллективе из 21 человека, если 8 поддерживают Петрова, 13 поддерживают Иванова, но хочется, чтобы избрали Петрова. Для этого нужно организовать многоступенчатые выборы. Сначала создать три группы по 7 человек. В первую и вторую группы поместить по 4 человека, поддерживающих Петрова и по три человека, поддерживающих Иванова. В третью группу поместить только сторонников Иванова. Внутри каждой группы провести обычное голосование по большинству. В следующий этап от каждой группы послать сторонника победившего кандидата. Тогда на следующем этапе среди выборщиков будет 2 сторонника Петрова и 1 сторонник Иванова. По простому большинству победит Петров. При выборе политических руководителей в некоторых странах выборы бывают многоступенчатые. Распределение людей по группам проводится в соответствии с разработанной математической теорией. Решение задачи о выборах Петрова и Иванова в графическом виде проецируется на экран. 6. Деловая игра. На сцене поставлены два стола для руководителей фирм. Ситуация №1. Каждой фирме предоставляются чертеж баннера, который нужно повесить на крыше офиса. Каждый баннер требуется покрасить дорогой золотистой краской по цене 90000 сумов за то количество, которое требуется на покраску 1 квадратного метра. Кроме этого выдается накладная, в которой нужно проставить сумму на приобретение краски. Краски должно хватить и не должно остаться лишней. После совещания руководители проставляют сумму, расписываются и передают накладные учителю. Чертеж для зрителей проецируется на экран.
 

Верхняя и нижняя границы: дуги эллипса с полуосями 30 см и 15 см и дуга окружности радиуса 20 см.

 



Комментарий эксперта. Первым, кто серьезно начал изучение площадей таких фигур был итальянский математик Кавальери. По методу Кавальери равные параллельные хорды сдвигаются вниз так, что в результате получается прямоугольник. Кавальери доказал, что площади исходной фигуры и прямоугольника равны. Значит площадь баннера м2. Значит стоимость краски определяется произведением сумов.
 
 
Оглашается результат по 10 балльной шкале. Ситуация №2. Руководителям фирм вручается письмо от вышестоящей организации, которое зачитывает секретарь. На этой неделе будет проходить выставка- конкурс 5 проектов. Сведения о трех победителях в порядке занятых мест должны быть отражены в специальном буклете. На заказ изготовить партию буклетов претендуют несколько фирм, в том числе и Ваша. Фирма, представившая первой образец буклета, получает право изготовить партию буклетов. Кроме того, фирма получает премию 1000000 сумов. Желаем удачи. PS: Мы хотели бы сотрудничать с Вашей фирмой. Поэтому предлагаем Вам. Изготовьте образцы буклетов еще до начала конкурса. Образцов буклетов, правда, нужно много, так как неизвестно, какой проект займет первое место, какой второе, какой третье. Если будут созданы образцы всевозможных распределений мест, то как только закончиться конкурс, Вы сразу же представите нужный образец и получите право на изготовление. Создание одного образца оценивается в 12000 сумов. Затраты будут большие, но может быть премия превзойдет затраты. Вопрос ведущего: Стоит ли принять предложение вышестоящей организации, если да, то почему, если нет, то тоже почему. Комментарий эксперта. Комбинаторика, раздел математики, предметом изучения которого являются соотношения между подмножествами натуральных чисел. Если имеется N предметов, то количество способов установить эти предметы по порядку равно N!, то есть произведению всех натуральных чисел от 1 до N. А количество способов выбрать m предметов из n, равно Количество способов выбрать трех победителей из 5 равно . Количество способов поставить 3-х призеров в каком-то порядке равно 3!=6. Значит образцов буклетов нужно изготовить 60, на сумму . А это гораздо меньше, чем премия. Значит, предложение принять нужно. Ситуация №3 Руководителям фирм выдается для обсуждения письмо сотрудника, которое зачитывает секретарь. Директору фирмы от сотрудника По Вашему приказу перед праздниками была проведена акция по перечислению денег в фонд развития города. В своем приказе Вы установили, что перечисление не должно превышать 20 сумов, и за каждый перечисленный Сум Вы обещали премию, равную количеству перечисленных сумов. Мой коллега перечислил 12 сумов и получил премия 144 сума, другой коллега перечислил 8 сумов и получил премию сума. Я в своей квитанции перечислил 200 тийин, значит получить должен тийин, или 400 сумов. А бухгалтер отказывается выдавать мне такие деньги. По Вашему приказу , если n-количество перечисленных денег, то -премия. А в приказе не было записано, что перечисление должно быть обязательно в сумах. Может, это недоработка Вашего приказа. Прошу выдать мне мои 400 сум. После обсуждения заслушиваются ответы бухгалтеров. Комментарий эксперта. На самом деле расчет по приказу делается по формуле премия= , где m- количество вложенных денег, а n-тот доход, который приносит 1 денежная единица. По приказу n=m, поэтому премия равна Если 1 сум приносит доход в 2 сума, то 1 тийин принесет доход в 2 тийин, поэтому премия = тийин или 4 сума. Смешивание единиц измерения –самая характерная ошибка. Физики для избежания таких ошибок даже ввели специальные системы, например СИ или СГС. В этих системах можно работать только с одним наименованием единицы, например все единицы длины переводить в метры. Ситуация №4. Объявляется экспертом. Фирма должна изготовить громоздкие изделия, которые некоторое время должны храниться на чужом складе. Плата за хранение довольно большая, материалы тоже дороги, так что затраты прямо пропорциональны квадрату количества изделий с коэффициентом пропорциональности, равным 1. Кроме этого за электроэнергию нужно заплатить 9 денежных единиц за всю партию изделий. Продано каждое изделие будет по цене 10 денежных единиц. Сколько изделий нужно запланировать для изготовления, чтобы получить максимальный доход ? После обсуждения заслушиваются решения руководителей. Комментарий эксперта. Затраты обозначим отрицательными значениями, доход положительными. Пусть x- количество изделий, а d- доход. Отсюда видно, что максимальное значение дохода равно 16 и получается при x=5. Запланировать нужно изготовление 5 изделий. 7. На экране проецируются 5 изображений математиков, каждый из которых является основоположником одного из разделов математики. КАВАЛЬЕРИ Бонавентура 1598-1647) изобрел метод неделимых, с помощью которого находил площади фигур с криволинейными границами. Блез Паскаль (1623-1662), заложил основы теории вероятностей и комбинаторики. Пьер Ферма 1601-1665 систематически развил способы нахождения максимальных и минимальных значений. Герард Меркатор 1512-1594 первым строго обосновал теорию масштабов. Занимался составлением карт. Леонид Витальевич Канторович (1912-1986) заложил основы линейного программирования, на котором построена вся современная экономика. На рисунке изображения стоят не в том порядке. Руководители фирм должны проявить интуицию и сказать, кто из них кто.
 

Каждый из зрителей получает лист, разделенный на 4 части, в каждой из частей записано число от 1 до 4. Предлагается вопрос с четырьмя вариантами ответов. Зрители показывают ту часть листа, на которой записан правильный на их взгляд вопрос. Ассистенты забирают листы у тех, кто не отвечал, или ответил неправильно. Вопросы задаются до тех пор, пока не останется 1 победитель.
Заключительное слово учителя и награждения победителей.

Категория: Информация для Учителей | Просмотров: 2334 | Добавил: ubaydullaev | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Информация для Учителей [14]
Методические пособия Методическое объединение
информация необходимая для Учеников [15]
Сочинения, Задачи, Рефераты,
Знаешь ли ты что? [9]
История Узбекистана Ташкента [4]
Информация необходимая для родителей [4]
Всё что нужно знать родителю ученика нашей школы
Всё про школу [16]
Ты найдёшь здесь то что хочешь знать про школу
Информация про Директора [2]
Здесь вы можете узнать много нового про Директора нашей школы!! Этот замечательный человек ЛУЧШИЙ директор ЛУЧШЕЙ школы! Знайте это и не забывайте!
Новости [38]
Конкурсы, Семинары. [17]
Статистика
Моментальный Вывод Webmoney Моментальный Вывод Webmoney в Банки
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Фотографии
Кто у нас был
Free counters!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 222
Наш сайт живёт
Обмен WebMoney
  Отдадите:  
  Получите: