Мирзо Улугбекский  районный отдел   народного образования

 

раЙонный СЕМИНАР

УЧИТЕЛЕЙ физики, математики, Информатики

 

                 "Развивающее обучение точным  наукам

          с использованием   современных педагогических 

          и информационно-коммуникационных технологий"

 

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика.

В педагогическом обиходе утвердилось понимание развивающего обучения как качественно нового типа обучения, представленного образовательными концепциями, программами, технологиями нового поколения, приоритетной  целью которых является психическое и личностное развитие детей при обучении.

И.С.Якиманская дает следующее определение: «Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение».

Система Л.В.Занкова

                   Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

                   Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать  заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.

Система развивающего обучения есть целостная совокупность взаимодействующих между собой компонентов процесса обучения, сконструированная с целью развития личности учащегося, превращая его в субъект учения и собственной жизни. Это – обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для ее развития. Понимая  и принимая развивающее обучение как систему, определим цель – метод обучения – принципы.

Целью развивающего обучения является достижение оптимального  общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Ребенок в роли субъекта учиться не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель. В развивающем обучении цель и результат заключаются не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности. Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

(слайд 7)

·        внутренняя свобода личности ребенка

·        умение свободно объяснять свои действия

·        умение критически их оценивать

·        способность при известных условиях отказываться от сложившихся догм и правил

·        умение оценивать свои возможности, рефлексировать свои действия, способность самостоятельно решать учебные задачи

В разработке развивающей системы обучения Л.В.Занков исходил из положения Л.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Заслуга Занкова в том, что он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие.

Общее развитие в рамках экспериментальных работ рассматривалось как развитие способностей. А именно:

(слайд 8)

·        развитие наблюдательности – умение воспринимать явления, факты

·        развитие отвлеченного мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению

·        развитие практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление

Система обучения, направленная на общее развитие школьников, основывается на следующих дидактических принципах:

(слайд 9)

·        обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности

·        ведущая роль теоретических знаний в обучении

·        осознание учащимися процесса обучения

·        быстрый темп изучения материала

·        работа над развитием всех учащихся -  как сильных, так и слабых

(слайд 10)

Решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности, хотя      сторонники традиционной системы до сих пор  его критикуют. Нельзя принимать этот принцип прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности учения. Этот принцип предусматривает, прежде всего, организацию такой учебной деятельности коллектива, которая ведет к решению тех проблем, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью учителя и соучеников. Обучение строиться на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка, обеспечить поддержку его способностей и учебных возможностей (мера трудности).Такой род деятельности способствует активизации всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, самоконтроль. Вместе с этим повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравиться чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха!

        Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)

(слайд 11)

Характер трудности очерчен и самостоятельным открытием «теоретических закономерностей», что и подчеркивается другим требованием системы – принципом  ведущей роли теоретических знаний, который нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, правил, а на  осознание  внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.

 

Условия реализации:

         выдвижение на первый план познавательной стороны обучения;

         устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами,  между изучаемыми темами;

         определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала

 

Принцип ведущей роли теоретических знаний  означает, что формирование фактических, прикладных знаний и умений происходит на базе глубокого  осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.

(слайд 12)

 Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом.  Л.Занков писал: «Торопиться надо не спеша». Суть этого принципа состоит  не в увеличении объёма упражнений, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний. (в противовес – топтание на месте, однотипные упражнения при прохождении одной темы.)

Этот принцип отвечает потребностям детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Процесс познания в развивающей системе строиться так, что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному. Как показывают результаты, качество усвоения знаний при таком построении обучения не снижается, а повышается при большой экономии времени. Быстрый темп не рассчитан на формирование развития, оно создает условия для пробуждения зреющих сил в ребенке.

 

Условия реализации:

         постоянное движение вперед в освоении учебного материала;

         непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний;

         многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).

(слайд 13)

 Принцип осознания процесса учения при всей близости не совпадает с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьников осознавать не только объект деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.

 

Условия реализации:

         обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь  изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании;

         объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

         обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали   ценность, значение  знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения

         формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)

 

(слайд 14)

Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся класса, включая и слабых ( с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка) подтверждает высокую гуманную направленность развивающего обучения.

Этот принцип влияет на характер взаимоотношений учителя и учащихся: учитель принимает ученика таким, каков он есть. Все дети если у них нет каких-либо патологических отклонений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильные ученики должны учиться вместе. Если в классе 26 человек, то для учителя это 26 разных по развитию учащихся, а не три группы (сильных, слабых, средних). Именно эта позиция позволяет определять успешность формирования мотива учения у всех школьников. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его творческих способностей и личного опыта вести наблюдения, выделять главное, делить на группы, дополнять и исключать предметы на основании выделенного признака, анализировать явления.

 Условия реализации:

        выявление и учет индивидуальных различий между детьми;

        обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до  какого-то извне заданного уровня

 

Эти принципы действуют только в комплексе в целой системе обучения, направленной на общее развитие. Этим принципам свойственна, в первую очередь, направляющая и регулирующая роль в обучении. Как отмечал Занков:  «дидактические принципы и положения – это уровень абстракции, от которой, как показывает школьная действительность, нет прямого перехода к каждодневной работе учителя, и лишь методика доводит дидактическое содержание до учителя, до детей.».  На основании этого положения были разработаны,  так называемые типичные педагогические (методические) свойства, имеющие универсальный характер,  в том смысле, что эти свойства в равной мере присуще всем учебным предметам.

(слайд 15)

Этих свойств четыре: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность.

(слайд 16)

Многогранность методических приемов. Раскрывая содержание данного свойства, Занков подчеркивал, что методические приемы должны быть представлены средствами, направленными на развитие различных сторон психической деятельности учащихся, не только на развитие их интеллекта, но и на вовлечение в сферу учения эмоций, на развитие духовных потребностей, в первую очередь, потребности в познании. При этом очень важен характер самих эмоций: учителю нужно всячески поощрять и культивировать такие эмоции, как восхищение, интеллектуальное наслаждение, радость, сочувствие. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой»   (Л.В. Занков)

(слайд 17)

Процессуальный характер обучения. Характеризуя свойство процессуальности, Занков отмечал, что учебный курс недопустимо делить на отдельные, не связанные между собой  части, переходя к следующей части лишь после того, когда материал предыдущей части достаточно основательно усвоен, ибо обучение – это прежде всего процесс. Приобретенные знания, какими бы глубокими они ни казались, не могут быть законченными в принципе: новые знания неизбежно накладываются на старые, взаимодействуют с ними, заставляют в известной степени пересматривать их с иных позиций, формируя тем самым более содержательную сторону.

        последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного);

        создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности;        «Каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами»  (Л.В.Занков)

        характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения. Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая  существенная связь с новым – главное условие становления знаний.

                   «Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания» (Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника )

(слайд 18)

Коллизии.

В любом учебном предмете нередки ситуации, когда новые знания сталкиваются со старыми знаниями (или даже в чем-то противоречат), когда старых знаний  оказывается недостаточно для решения поставленной задачи или когда необходимо выбрать из нескольких альтернатив правильный подход к решению задачи, т.е. возникают те или иные коллизии. В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания  с новым (нового способа действия с предшествующим). Всем нам постоянно встречаются неожиданные, нестандартные даже парадоксальные ситуации, нам постоянно приходиться выбирать правильное решение в условиях ограниченной информации. Где же учиться всему этому гражданину 21 века, если не на уроке? Не будет же взрослый человек «защищаться» фразой «этого мы не проходили» Вывод ясен: нестандартные ситуации, проблемы, парадоксы необходимо включать в программу школьных курсов. Коллизия счастливая находка, удачный повод сделать обучение более продуктивным.

 

Условия возникновения коллизий:

        ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

        он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

        он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

                   В таких ситуациях  обучение идет не от простого к сложному, а,  скорее,  от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

(слайд 19)

Вариативность.

Развивающее обучение, по своей сути, является личностно-ориентированным, т.е. направленным  на развитие каждого конкретного школьника. По этой причине, как приемы работы, так и последовательность заданий, их содержание и характер должны зависеть от индивидуальных особенностей каждого учащегося, и они могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

Таким образом, вариативность проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий, учащихся в одних и тех же условиях обучения.

 

Учитель может:

        изменять поурочный план

         изменять способы работы;

        изменять  последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.

 

 Ученики могут:

         выбирать задания и способы решения учебной задачи.

Н.В. Нечаева

« При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» 

(слайд 20)

Немецкий педагог Адольф Дистерверг однажды заметил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

Развивающая система уникальна тем, что не оставляет  учителю иного варианта  как быть хорошим учителем, учителем, который выстраивает обучение на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка, большое внимание уделяя его внутреннему миру, его индивидуальности.

(слайд 21)

Какова же позиция учителя в развивающей системе? Учитель, работающий в этой системе, является профессионально компетентным специалистом, гуманистом, знающим и понимающим психологию ребенка. В образовательном процессе он – равноправный с учащимися партнер, организатор учебной деят

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Конкурсы, Семинары. | Просмотров: 1125 | Добавил: ubaydullaev | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Информация для Учителей [14]
Методические пособия Методическое объединение
информация необходимая для Учеников [15]
Сочинения, Задачи, Рефераты,
Знаешь ли ты что? [9]
История Узбекистана Ташкента [4]
Информация необходимая для родителей [4]
Всё что нужно знать родителю ученика нашей школы
Всё про школу [16]
Ты найдёшь здесь то что хочешь знать про школу
Информация про Директора [2]
Здесь вы можете узнать много нового про Директора нашей школы!! Этот замечательный человек ЛУЧШИЙ директор ЛУЧШЕЙ школы! Знайте это и не забывайте!
Новости [38]
Конкурсы, Семинары. [17]
Статистика
Моментальный Вывод Webmoney Моментальный Вывод Webmoney в Банки
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Фотографии
Кто у нас был
Free counters!
Наш опрос
Кто по вашему мнению самый лучший завуч школы?
Всего ответов: 358
Наш сайт живёт
Обмен WebMoney
  Отдадите:  
  Получите: